В трёхлетнем возрасте начинается один из ключевых этапов развития ребёнка. После так называемого кризиса трёх лет происходит переход от периода раннего детства в дошкольный возраст. Он протекает обычно с трёх до шести-семи лет.
Ребёнок начинает осознавать себя отдельным существом, частью сложной окружающей действительности. Малыш активно познаёт и осваивает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. Он интересуется всем вокруг, ему хочется трогать, щупать, пробовать вещи на вкус. У ребёнка появляется импульс к общению с окружающими.
Основным видом деятельности является так называемая игровая деятельность, познание мира и обучение происходят для ребёнка в форме игры, непростого, но увлекательного приключения. Дети учатся говорить, ходить, осваивать моторные навыки. Перед ними начинают возникать осознаваемые задачи, то есть ребёнок начинает понимать, что и зачем он делает, у него формируется целенаправленный тип деятельности.
Именно в этом возрасте ребёнок осознает себя отдельным от родителей маленьким человеком, имеет место быть определённый разрыв, и ребенок полуосознанно стремиться отделить себя от родителей. Он стремится проявить независимость. Активно формируются речевые навыки, они изначально появляются в форме запросов и требований, малыш начинает осознанно формулировать, чего он хочет.
Дошкольный возраст – также и время возникновения в психике ребёнка первых осознанных страхов. Обычные для такого возраста страхи – страх необычного, страх новых мест, новых людей и нестандартных ситуаций, страх быть покинутым родителями и близкими, который парадоксально сосуществует в уме ребёнка вместе со стремлением к обособленности и независимости от родителей. Страхи развиваются, потому что активно развивается фантазия ребёнка, и малышу на первых порах может быть трудно отличить реальность от собственных выдумок.
Именно в дошкольном возрасте возникает проблема интеграции в социум, которая будет актуальна в течение всего личностного развития будущего члена общества. Формируются базовые понятия о обществе и законах взаимодействия с ним, и эти базовые понятия сохранятся на всю жизнь. Они будут достроены, улучшены и аргументированы человеком в дальнейшей жизни, но фундамент останется таким, каким он был заложен именно в возрасте 3-6 лет.
Поэтому начало дошкольного возраста – главное время, чтобы привить малышу основные правила поведения в социуме, нормы морали и этики, объяснить, что такое хорошо и что такое плохо, как себя можно и как нельзя вести. Причем объяснить наглядно, чтобы малыш не только понимал что можно, а что – нет, но и понимал, почему это так.
Дошкольный возраст – это начало формирования личности, в периоде от трёх до шести-семи лет возникают все зачатки будущего характера, индивидуальности ребёнка. Искоренить неправильные установки, полученные в этом возрасте, в будущем будет очень сложно и потребует осознанного желания самого человека.
Понимание особенностей этого возраста, особенностей развития поможет родителям и воспитателям направить развитие и как следствие, всю будущую жизнь ребёнка, в правильное русло.
Добавить комментарий