Результаты исследований в области раннего развития – это результат работы педагогов и врачей всего мира. Родителям, желающим заняться развитием ребёнка, не просто разобраться в море педагогических идей.
Педагогических теорий сотни, целесообразных - десятки, а пригодных для практики – единицы. Мне хотелось бы познакомить вас с методиками, который наш детский центр использует в своей педагогической практике. Детский центр «Школа радости» занимается ранним развитием уже более 15лет. За такой длительный период педагогической практики мы перечитали, опробовали, проанализировали множество педагогических систем и методик. На некоторых из них я остановлюсь более подробно.
1. Метод Монтессори
Один из наиболее известных методов – это метод М. Монтессори, которую она разработала на основе теории «спонтанного развития». Её идея сводится к девизу «Помоги мне это сделать самому». Для ребёнка должна быть создана развивающая среда, в которой ребёнок сможет и захочет развиваться.
В данной педагогической системе педагог является направляющим наблюдателем, помощником, а ребёнок самостоятельно постигает мир. М. Монтессори использовала специальные дидактические и подручные природные материалы для развития сенсорики, обучения грамоте, математике, изучению окружающей среды, практической жизни. На сегодняшний день по методу Монтессори разработаны и активно продаются много пособий и игрушек, созданы детские сады с разновозрастными группами.
Развитие по данной методике требует не столько профессионального вмешательства педагога, сколько огромного разнообразия и смены оборудования и развивающих игрушек. Мы не приветствуем разновозрастные группы, считаем, что у каждого возраста свои развивающие задачи. Нам очень интересна идея – ребёнка нужно вначале научить понимать, а уже потом подчиняться.
Мы активно используем специальные дидактические материалы и пособия, разработанные М. Монтессори, особенно в раннем возрасте. Перечитав книги М.Монтессори, наши педагоги разработали много новых пособий и тренажёров для развития познавательных способностей детей.
2. Метод Домана
Методика Глена Домана основана на визуализации и физической стимуляции ребёнка. Автор создал методику от рождения до 4 лет. По мнении. Г. Домана опережающее развитие стимулирует различные отделы головного мозга, благодарая которому дети во многом опережают в своём развитии сверстников.
Методика очень трудоёмка, она не оставляет возможности ребёнку на игру в игрушки, творческого развития, самостоятельного познания. И требует титанические усилия взрослых. Но в сочетании с другими педагогическими технологиями метод визуального показа даёт очень хорошие результаты в обучении и развитии. На развивающих занятиях в школе раннего развития «Школа радости» мы с удовольствием используем показ тематических иллюстраций со словом. Раздел счет и количество изучаем на примере методики Г. Домана (показ точек, примеров, уравнений).
Прекрасный результат показал визуальный метод слова. Мы дополнили данный метод своими технологиями работы с буквами, слогом и складом. Стоит обратить внимание на очень интересный подход физического развития по Г. Доману. Специальную программу упражнений, направленную на развитие мануальных навыков, вестибулярного аппарата, двигательной активности.
Мы убедились на практике, что утверждение Г. Домана о том, что чем младше ребёнок, тем быстрее и легче он усваивает информацию, оправдано. И очень ценная и для педагогов и родителей мысль «научить ребёнка можно чему угодно, нужно лишь делать это с любовью и радостью».
А.Маниченко усовершенствовал систему Г.Домана. Он предложил конкретные способы развития интеллекта. Наше мнение созвучно с идеей А.Маниченко о том, что интеллект ребёнка лучше развивать путём развития логико-математических представлений, обучения грамоте, знакомства с природой и окружающим миром, обучения иностранным языкам.
Педагогами развивающего центра Школа радости разработана система игровых форм использования карточек Домана-Маниченко. Только в игре – подвижной, сюжетно-ролевой, дидактической – можно сформировать желание ребёнка получать новую информацию. Ребёнок будет запоминать только то, что ему интересно.
Большого внимания заслуживает методика развития речи в раннем возрасте по А. Маниченко. Мало для кого является секретом, что речь напрямую связана с мышлением. Педагоги раннего развития «Школы радости» разработали для наших малышей игровые формы развития речи, основанные на визуальном восприятии иллюстрации и слов-звукопроизношений, потешек, чистоговорок, фонетических зарядок.
Добавить комментарий