Педагогические качества воспитателя как один из ключевых элементов учебно-воспитательного процесса
Воспитание детей - это всегда сложный и многогранный процесс, имеющий в себе множество нюансов и потаённых сторон, это задача, в которой нет чётких и заранее известных ответов. Это сродни творческому процессу. Воспитание вполне закономерно можно считать творчеством, ведь воспитатель своим трудом и своим намерением создаёт из не оформившейся душевной «глины» изваяние будущей личности, будущего человека. Естественно, что ключевую роль в этом творчестве всегда будет отведена родителям ребёнка, но педагог, как человек, вооруженный знаниями и навыками, должен в этом процессе занять место своеобразного «серого кардинала», направляя и дитя, и его родителей, на нужный путь.
Воспитание - это передача от воспитателя воспитаннику выжимки, квинтэссенции всего морально-этического опыта, всей нравственной культуры человечества. Но невозможно внушить человеку, даже маленькому, те идеи, в которые сам не веришь, поэтому воспитатель, как личность, сам должен обладать высоким уровнем культуры, как и иметь все необходимые теоретические знания, умения, а также нужные психологические качества, чтобы суметь передать эти идеи. И передать не как сухой набор правил и фактов, а как живую, цельную поведенческую систему, такую модель поведения, которой хочется следовать.
Дети чувствительнее и куда проницательнее взрослых. Как никто другой они способны распознавать фальшь и двойные стандарты, присущие, увы, современному миру. И они всегда на подсознательном уровне чувствуют, когда взрослый учит их тому, во что не верит и чему не следует сам.
Люди столетиями оттачивали мастерство передачи культурного и нравственного опыта потомкам, не всегда осознанно, но мы всегда понимали, что важнее научить человека быть человеком в первую очередь. Некоторым людям - как правило, молодым, которые сами еще не стали родителями - может показаться, что в этом нет ничего сложного. Просто говори ребёнку, что хорошо, а что плохо - и вот они, незыблемые нравственно-этические ориентиры, прочно укоренившиеся в психике малыша. Но научить хорошему, увы, не так просто.
С воспитанием и обучением вообще не бывает слишком просто. Иначе не было бы необходимости в такой сфере гуманитарных наук, как педагогика - а ведь это целая система дисциплин, целая отрасль, теоретической только информации в которой хватит не на одну библиотеку.
Педагогическая наука, вся эта теория, изложенные в томах и трактатах наблюдения, методы и методики - это ведь только вершина айсберга. Есть знание, а есть умение им распорядиться. В плохих руках даже самые хорошие идеи не принесут пользы, и поэтому всё опять упирается в людской фактор. Личность педагога-воспитателя, его характер, его психология, его привычки, его умения - это краеугольный камень всей учебно-воспитательной работы. Воспитатель должен не только знать и уметь, как работать с детьми, он должен обладать соответствующими нелёгкой задаче воспитания личностными качествами и должным уровнем культуры.
Совокупность всех педагогических знаний, умений и навыков, личных качеств и душевного склада воспитателя и составляют понятие педагогической культуры как важной и неотъемлемой составляющей педагогического процесса.
Добавить комментарий